Попловочная удочка
278 0

Бортовая удочка своими руками

Как можно сделать бортовую удочку своими руками

Ловлю рыбы бортовыми удочками с лодки никто никогда не считал спортивной, но всё же это один из самых добычливых, недорогих и одновременно очень увлекательных способов летний рыбалки.

Обычно бортовая удочка считается довольно грубой “народной” снастью. Однако добиться отличного результата и получить максимальное удовольствие при малых затратах, можно и с такой удочкой.

Изготовление, оснащение и ловля.

В наше время есть много вариантов бортовых удочек. В этой статье будет пошагово описано, как сделать лёгкую и небольшую удочку для того чтобы ловить белую рыбу при течении из под кормака. Такая снасть будет предназначаться для техничного вываживания при помощи катушки и удилища (в некоторых краях такие катушки могут вовсе не устанавливать, а после подсечки леску выбирают вручную).

На фотографии ниже представлены все необходимые инструменты и материалы, которые понадобятся для изготовления бортовой удочки.

Бывают рыбаки, которые любят управляться бланками большого размера, длиной приблизительно до двух метров. А некоторые предпочитают иметь в лодке короткие удилища, чтобы размер их не превышал 60 см. Следуя основным показателям (вес, прочность длина и строй) хорошо подходит стеклопластиковый конец от китайских телескопических удилищ, который отлично вяжет большую рыбу на небольшом расстоянии и известен своей выносливостью. Данные хлысты продаются в качестве запасных вариантов. Их цена приблизительно 50 центов.

Наилучшей ручкой для такой удочки будет пробка. Может показаться странным, но недостатка в этом материале нет. Можно использовать индивидуально под свою руку узкие пробки от вина либо грибовидные пробки от игристых вин, составить любую конфигурацию, а также поиграть с формой и цветом.

Сверлом, диаметр которого 6 мм, нужно просверлить пробки по оси и собрать из них рукоятку, натягивая детали пробок через узкое окончание хлыста. Крайнюю пробку следует обрезать. Затем пробки нужно снять и по одной аккуратно посадить на клей.

Катушки следует использовать маленькие, а также безинерционные. Хорошо подойдут недорогие китайские модели. У таких катушек бросковый элемент использующийся для ловли практически отсутствует, а шнуры не используются вообще. Самое главное – это хорошо работающий фрикцион. В таком случае будут хорошо работать зимние мыльницы. Также отлично подойдут спинкастовые катушки оснащённые закрытой шпулей.

В этой статье будет использован «дедовский» метод крепления катушки. Итак, следует сделать 3-4 витка изолентой со стороны каждой лапки. Также можно использовать неплохой дешевый заводской метод – катушкодержатель, который предназначен для оснащения болонских удочек.

Кольца нужно применить заводские. Одно из них должно быть то, которое используется в телескопических удочках как незакреплённое разгрузочное (оно обычно фиксируется приблизительно по средине хлыста). Вообще его можно и приклеить. В этой статье оно было просто натянуто и расклинено.

Отличный вариант – это зимний кивок формой пружины с шариком. После установки такого кивка, леска проходит внутрь пружины и сквозь сам шар. Такой элемент выполняет определённое количество функций – регистрирует поклёвку, компенсирует колебания лодки на волне, а также играет роль тюльпана. Во время ночной ловли на нём также отлично закрепляются химические светлячки.

Оснастка бортовой удочки.

Леску следует использовать диаметром приблизительно 0,2-0,25 мм. с большой мерой растягиваемости, чтобы на близкой дистанции можно было компенсировать рывки всевозможных добытых трофеев, а также резкие поклёвки речного голавля. Леску мотать нужно не много, примерно на 20-25 метров. Поводки следует делать из лески немного тоньше и длиной от 25 до 60 см.

Грузы нужно сделать креплением «инлайн» с отводом противозакручивателем. Вес следует подобрать примерное 30-50 грамм (зависит от силы течения в месте где происходит ловля).

Источник: usamodelkina.ru

Изготовление бортовой удочки своими руками

Бортовая удочка — легковесное миниатюрное изделие, которое позволяет ловить рыбу с лодки. По сравнению с простыми удилищами, специализированная снасть намного удобнее в использовании, с ней рыболовный процесс проходит эффективнее.

Т. к. готовое изделие стоит дорого, изготовленная бортовая удочка своими руками сократит денежные расходы.

Что такое бортовая удочка?

Конструкция и оснастка бортовых удочек имеет сходное строение со стандартной снастью для облова водоема и собираются идентично им. Бортовка имеет:

  • удилище длиной от 1,8 до 2 м с гибким хлыстиком;
  • леска или плетеный шнур диаметром 0,2 мм;
  • катушку и мотовильце;
  • поплавок;
  • кивок;
  • грузило;
  • поводки с крючками.

Как сделать своими руками?

Достичь наилучших результатов в ловле можно с помощью самодельных бортовых удилищ. Сделать бортовую удочку самостоятельно, подобрав удобный для вашего плавсредства размер бланка.

Хлыст

Из старого или сломанного берегового удилища снимают хлыстик удочки. Затем крайнее колено болонской удочки соединяют с рукоятью бортовки. Из чего еще можно сделать хлыст:

  1. Хлыст из квивертипа фидерного получается более чувствительным.
  2. Иногда бланк удочки делают из бамбукового колена, позаимствованного у поплавочного удилища.
  3. Можно использовать изделие из лозы, которое специально подбирают и высушивают. Если сравнивать этот материал с углепластиком и углеволокном, то из них получаются грубые хлыстики. Но для лова крупной рыбы они хорошо подойдут.

Рукоятка

Максимальное удобство при использовании удочки придает рукоятка. Это самая важная деталь в изделии, которая, кроме удобства, позволяет качественно и надежно закрепить катушку. Благодаря рукоятке у снасти появляется свойство плавучести и она не утонет, когда окажется в воде.

  1. Деталь делают из легкого материала, обладающего плавучими свойствами. Для этого подходит натуральная пробка (бутылочная).
  2. По всей длине пробки проделывают отверстие.
  3. В отверстие вставляют стальную проволоку диаметром 3−5 мм.
  4. Торцы детали склеивают вместе, получается крепкий каркас, который будет надежно удерживать катушку и бланк удилища.

Крепление катушки

Существует 3 вида катушек, которые можно использовать на бортовке. Это инерционные и безынерционные катушки, а также мотовила. Изделие подбирают в соответствии с размером и весом удочки, при этом катушка должна надежно соединяться с рукояткой. Процесс соединения:

  1. Самый подходящий вариант для оснащения удочки — это инерционные модели, у которых диаметр барабана не превышает 10 см, и безынерционные изделия мелких размеров.
  2. Если удилище короткое, то катушку и бланк можно соединить в глухую, склеиванием или заклепочным соединением. Также глухим креплением пользуются, когда нужно скрепить металлические остов снасти и ножку катушки.

Иногда для фиксации деталей используют изоляционную ленту. Но из-за постоянного воздействия воды и солнечных лучей этот материал теряет свои свойства, поэтому детали часто разъединяются.

Кольца

Не стоит для бортовки приобретать дорогие кольца с керамическими вкладышами. Снасть в таком изделии не нуждается, т. к. леска при натяжении поверхность кольца не нагружает. К тому же из-за них снасть утяжеляется. Для бортовки подходят стальные маленькие кольца без крепежных ножек. Установка колец, 2 варианта:

  1. Кольца закрепляют на бланке удочки с помощью эпоксидной смолы.
  2. В качестве фиксатора используют изоляционную ленту, которой обматывают кольца. Чтобы витки ленты лучше скрепить, ее нагревают открытым пламенем. Это не только надежно ее закрепит, но создаст дополнительную защиту от воздействия воды.

Если длина бланка составляет 1 м, то устанавливают 3−4 заводных кольца. Такое количество деталей требуется для комфортной рыбалки.

Квивертип или кивок

Кивок предназначен для определения поклевки, поэтому некоторые виды бортовок ими оснащают. Изготовление кивка:

  1. Для изготовления изделия используют цветную полиэтиленовую бутылку. Ее нарезают полосками нужной длины и ширины.
  2. Если бутылка прозрачная, то кивок красят красным лаком или фломастером, которым проводят разметки по металлу. Это необходимо для лучшего визуального контроля за поклевкой.

Если удочка оснащена графитовым или углепластиковым чувствительным хлыстиком, то кивок можно не использовать. Т. к. материал обладает высокой пластичностью, квивертип хорошо показывает поклевку, поэтому не стоит загромождать снасть лишними элементами.

Оснащение удочки

Для бортовой удочки оснастку подбирают в зависимости от условий водоема. Самые популярные комплектации:

  1. Универсальный набор включает удилище до 2 м длиной, леску, грузило и крючок. В качестве уловителя клева используют поплавок, поэтому сигнализатор здесь не устанавливают. Для поимки крупной рыбы необходимо много лески, и для этого устанавливают катушку. Если предполагается улов мелкой рыбы, то катушку можно не монтировать.
  2. Самая простая оснастка с минимальным набором элементов собирается из подручных деталей. В ее основу входит мотовило и сигнальный колокольчик. Вместо колокольчика можно установить кивок для зимней удочки.
  3. Универсальная спиннинговая оснастка используется для ловли как на берегу, так и лодке. Если ловля в стоячей воде происходит с плавсредства, то дальние забросы можно не делать. Для джиговых проводок роль сигнализатора поклевок играет фидерная вершинка.

Удочку оснащают леской диаметром 0,2 мм. К основанию или поводку привязывают крючки № 4−8. К жилке с помощью тройного вертлюжка или петли прикрепляют груз и оснастку. Место выхода проволоки из груза можно пропаять.

Чтобы сделать оснастку скользящей, нужную огрузку фиксируют с обеих сторон на расстоянии в 10 см и продевают через нее основную леску.

Достоинства и недостатки самодельных бортовых удочек

Бортовки имеют короткий удильник и применяются для ловли рыбы с лодки в отвес. Т. к. вываживание часто проходит за леску, удильник участия в забросе почти не принимает, поэтому для его изготовления используется любой материал. Основные преимущества:

  1. Удочку можно изготовить самостоятельно из старого спиннинга, фидерного удилища, верхних хлыстиков поплавочной удочки.
  2. Стоит недорого.
  3. Можно установить на каждый борт лодки по 2−3 удильника. Благодаря этому шанс на поклевку увеличивается в несколько раз.
  4. Небольшие размеры удилища позволяют рыбачить в лодке вместе с напарником.
  5. Маленький вес и короткий размер позволяют перевозить удочки в большом количестве.
  6. Особое умение и навык для ловли такими снастями не требуются.

Хотя бортовые изделия имеют много преимуществ, при ловле на леща могут возникнуть проблемы, т. к. они предназначены для больших глубин. Если глубина водоема меньше 2 м, леща в таком месте поймать будет сложно. Рыбу пугает не только шум, исходящий от лодки и рыбака, но и даже ее тень.

Еще один недостаток бортовки, это трудность лова во время волн. При появлении волн лодка начинает раскачиваться и следить за поклевкой становится сложно. Т. к. леска, находящаяся между сигнализатором и крючком, должна постоянно быть в натянутом состоянии.

Читайте также: Что нужно для рыбалки начинающему

Для таких погодных условий в продаже есть бортовые удочки специальной конструкции, которые оснащены сигнализаторами поклевки.

Источник: ribaku.info

Бортовая удочка своими руками: изготовление, оснащение, ловля

Вариантов бортовки много, у меня выработан свой идеал. Я в этот раз делаю лёгкую компактную удочку для ловли белой рыбы на речном течении из-под кормака. Снасть будет предназначена для техничного вываживания с помощью удилища и катушки (в наших краях катушки иногда вовсе не устанавливаются, а леска после подсечки выбирается вручную). Вот материалы и инструмент, который нам понадобится.

Хлыст

Некоторые рыбаки любят управляться солидного размера бланками – длиной до 2 метров. Я же в лодке предпочитаю иметь короткие удилища, не более 60 см. По основным моим показателям прочность/вес/длина/строй отлично подходит стеклопластиковый кончик от китайских телескопических удочек, который прекрасно вяжет крупную рыбу на коротком расстоянии и славится своей выносливостью. Такие хлысты в качестве запасок продаются отдельно, цена – около 0,5 у.е.

Рукоятка

Самой лучшей ручкой для удочки будет пробка. Как ни странно, но недостатка в элитном материале нет. Я под свою руку и маленькую катушку решил использовать две узкие пробки от вина и две грибовидные – от игристого. Вы можете набирать любую конфигурацию, поиграть с цветом формой.

Сверлом диаметром 6 мм я просверлил пробки по оси и собрал рукоятку, натягивая детали через узкий конец хлыста. Крайняя пробка обрезана. Затем пробки были сняты и по одной посажены на клей.

Крепление катушки

Катушки я использую маленькие, безинерционные. Это могут быть недорогие китайские модели, так как бросковый элемент ловли практически отсутствует, шнуры не используются. Главное для меня – нормально работающий фрикцион. Не плохо здесь будут работать зимние мыльницы, отлично подходят спинкастовые катухи с закрытой шпулей.

Я пользуюсь дедовским методом крепления катушки, делаю 3-4 витка изолентой с каждой стороны её лапки. Также есть неплохой дешевый заводской вариант – это катушкодержатель, предназначенный для оснащения болонских удилищ.

Кольца

Кольца применим заводские. Я ставлю одно – то, что используется на телескопических удочках в качестве незакреплённого разгрузочного. Оно фиксируется примерно на средине хлыста, можете его приклеить, я его просто натянул/расклинил.

Квивертип (кивок)

Мне понравился зимний кивок в виде пружины с шариком. После установки леска проходит внутри пружины и сквозь шар. Этот элемент выполняет несколько функций – компенсирует колебания лодки на волне, регистрирует поклёвку, играет роль тюльпана. Для ночной ловли на нём надёжно закрепляются химические светлячки.

Несколько слов об оснастке бортовой удочки

Леску я использую диаметром около 0,2-0,25 мм, желательно с большой растяжимостью, чтобы на короткой дистанции компенсировать рывки возможных трофеев и резкие поклёвки речного голавля. Мотаю её не много, примерно 20-25 метров. Поводки делаю из лески немного потоньше (0,18 – на течении совсем мельчить не стоит, рыба берёт смелее), длиной от 25 до 60 см.

Грузы предпочитаю со сквозным креплением «инлайн», лучше с отводом-противозакручивателем. Вес подбираю в пределах 30-50 грамм – в зависимости от силы течения в месте ловли.

Выше грузила на основной леске ставлю силиконовый стопор (он используется, чтобы при транспортировке груз не ударял по кивку). Стопор во время рыбалки нужно поднять на 20-30 см.

На конце основной лески вяжу вертлюг или вертлюг с застёжкой (чтобы быстро менять покрученные течением поводки). У карпятников есть специальные пластиковые застёжки для смены поводков. Узел вертлюга закрываю бусинкой из упругой резины (взято тоже в карпфишинге – такие приблуды называются «пыльниками»). Его натягиваю прямо на узел и кольцо вертлюга, таким образом, поводок никогда не путается через кусочек лески узла.

Бортовая удочка, сделанная своими руками, готова

Вот такая вышла бортовая удочка, изготовленная своими руками. Она, кстати, может подойти для некоторых видов зимней ловли. Стоимость изделия без катушки получилась примерно 1,5 у.е.

Турищев Антон, Украина, г.Славянск – Специально для сайта Samodelki FISH

Полезное видео – “Бортовая удочка, как сделать своими руками”

Источник: samodelkifish.ru

Оснастка бортовой удочки

Для ужения с лодки применяется удочка бортовая. Безусловно, не всякое удилище может претендовать на эту роль: слишком длинное явно не подойдёт, но зимняя донка вполне справляется при ловле с плавсредства. Никакой особенной оснастки для такого инструмента не требуется — все элементы те же, что применяются на поплавковой, зимней или спиннинговой рыбалке.

Чтобы удить с лодки каких-то специальных приёмов осваивать не нужно, здесь главное правила поведения на воде. Ловля же бортовой удочкой практически не отличается от любой другой, и также доставляет массу удовольствий и азарта.

Техническое исполнение удилищ

В заводском исполнении бортовые удочки практически не производятся, каких-то специфичных отличий от других не имеют, и выбор удилища сводится к тому, чтобы на плавсредстве было удобно им пользоваться. Устройство бортовой удочки может быть как коленчатым — телескопическим или штекерным, так и сплошным хлыстом, принципиального значения это не имеет.

Материалы для изготовления применяются самые разные, но чаще в заводских изделиях используют:

  • углепластиковые;
  • стеклопластиковые;
  • композитные.

Предпочтение чаще отдаётся стеклопластиковым телескопическим удилищам, как менее затратным. Но углепластиковые — более чуткие. И в безветренную погоду боковой кивок для летней удочки можно даже не устанавливать. О поклёвке уведомит кончик спиннинга.

Оптимальной длиной считается 0,8-1,0 м. Но это не догма: любая зимняя донка вполне подойдёт и для летней рыбалки с лодки. Сторожок для донной удочки предупредит рыболова о поклёвке ничуть не хуже, чем тот же поплавок или фидер спиннингового удилища. Кстати, короткие спиннинги с успехом применяются не только на берегу, но и при ужении с катера, а оснащение его возможно во всех вариантах береговой рыбалки.

Ловля с плавсредства, как правило, не требует дальних забросов, а потому дорогостоящие и сложные по конструкции безынерционные катушки здесь не применяются. Поместить леску можно и на мотовиле, но применяют простые инерционные бобины.

Как сделать удилище самостоятельно для зимней рыбалки знает каждый рыбак, а бортовая удочка может быть изготовлена похожим образом. Ничего сложного здесь нет: ствол подбирают из старых частей, например, это может быть вершинка спиннинга. Рукоятку можно оформить из пробкового материала от бутылок, сделав в них отверстия и посадив на клей. Недорогую катушку можно купить и закрепить на стволе изолентой, проволокой, клеем. Кивок же для бортовой удочки подбирается по условиям рыбалки: на крупного хищника при глубоководье нужен жёсткий длинный кивок, и наоборот, на мелководье для лова небольшой рыбы больше подойдёт чувствительный сигнализатор, способный распознать осторожную поклёвку. Хорошо подходит на роль индикатора клёва сторожок для донной удочки. Касаемо лески, выбирают её обычным порядком, но следует учитывать, что при жёстком квивертипе (указатель зацепа) слабина лески выбирается. Однако из-за малого сгибания это будет плохо заметно. Если же квивертип мягкий, то согнётся хорошо, но слабины не выберет.

Чем оснастить

Каждый водоём содержит определённые виды рыб и характеризуется многими факторами, от которых зависит выбор элементов, составляющих рыболовную снасть. Оснастка бортовой удочки предполагает сопоставление всех условий предполагаемого места ужения и выбор наиболее подходящих изделий.

Наиболее часто встречающиеся варианты комплектования снасти:

  1. Самый универсальный набор — для поплавковой рыбалки: основная леска с грузилом и поплавком, крючком с наживкой на конце. Удилище длинное брать необязательно: двух метров вполне достаточно. Сигнализатор клёва при этом варианте не нужен: индикатором является поплавок. Катушка — на усмотрение рыболова, но, если в планах имеется установка на поимку крупной рыбы, иметь запас лески на бобине обязательно на случай вываживания трофея.
  2. Минимальный и самый простой набор — это сделанная самим рыбаком из подручных средств снасть на мотовиле: здесь даже и поплавок цеплять не нужно, вместо него можно использовать сигнальный колокольчик или кивок для зимней удочки. Конечно, это минимализм и для серьёзной рыбалки не подходит, но при сплаве по реке иметь такую удочку в запасе будет вполне уместно.
  3. Спиннинговая оснастка универсальна — она может использоваться и при нахождении на плавсредстве. Блеснение с лодки происходит по той же схеме, что и на берегу. Только дальние забросы не требуются — глубины хватает и в месте стоянки катера. Похожим образом можно делать и джиговые проводки, используя в качестве сигнализатора поклёвок фидерную вершинку.

Для оснастки бортовой удочки берут леску примерно 0,2 мм, а крючки номер 4-8. Вязать их можно непосредственно к основному шнуру или к поводку. Крепить груз и оснастку к жилке можно жёстко — тройным вертлюжком или петлёй. А можно сделать скользящую — основную леску продеть через грузило, зафиксированное стопорами с дистанцией 10 см. Поплавок также может быть скользящим.

Кивок на летнюю удочку монтируется при беспоплавковой рыбалке, если удилище довольно жёсткое, а рыба клюёт некрупная. Рыбалка с кивком позволяет визуально наблюдать все подходы рыбы к наживке, что придаёт процессу ещё больший азарт. Потому многие рыбаки предпочитают поплавку сторожок для донной удочки.

Как и кого ловить

Доплыв на лодке до нужной точки, ставят два якоря — носовой и кормовой, чтобы исключить вращение судна. Теперь надо прикормить место рыбалки. Если для ловли припасена удочка донная бортовая, то далеко разбрасывать приманку не стоит. Можно в сухой корм добавить немного ароматизаторов, но в меру, иначе можно получить обратный эффект. Из увлажнённой смеси налепить шары в габаритах яблока — штук восемь. Смесь может быть любой, но обязательно включать насадки, которые будут на крючке.

Если ужение происходит на течении, то подкормочная смесь расходуется в большем количестве. Для утяжеления приманки и уменьшения расхода смесевых компонентов, в приготовленный микс добавляют глину в соотношении 2 части грунта на 1 часть корма. Для быстрого опускания шаров на дно можно подмешать ещё и гальку.

Тогда надо оставить на месте прикорма буй и переехать на другой участок, который может оказаться более уловистым.

Читайте также: Скользящие грузила для рыбалки

Рыбалка таким способом может производиться на любую рыбу, но сигнализатор клёва может отличаться в зависимости от её видовой принадлежности. Если это крупный хищник, можно обойтись гибкой вершинкой спиннинга. А бортовая удочка с пружинным кивком предназначена для ловли небольших рыб снастью, не оборудованной поплавком.

Вариантов способов ловли, как и видов будущих трофеев, много, но есть определённые правила, которых стоит придерживаться.

Вот несколько советов, которые могут пригодиться любителям рыбалки с плавсредства:

  1. Ловить с лодки надо при полном соблюдении тишины — по воде звук распространяется гораздо лучше, чем в воздухе. Поэтому все принадлежности в лодке должны быть под рукой, а садок заранее должен быть опущен в воду.
  2. Чтобы рыбалка была удачной, не надо иметь много донок: при хорошем клёве на удочку единичную можно поймать рыбы больше, чем на три и больше при отсутствии поклёвок. Но держать вторую бортовую удочку в запасе не помешает.
  3. После того как сработал сигнализатор, и подсечка удалась, удочка без катушки кладётся на дно лодки, а выбираемая леска укладывается в воду за борт по мере вываживания рыбы. Это позволит избежать её спутывания. Натяжение жилки должно быть постоянно под контролем пальцев, чтобы при необходимости можно было стравить её часть при активном противодействии добычи.

К преимуществам бортовой удочки можно отнести простоту её сборки, чувствительность и универсальность: при глубине до 5 м. при ловле с лодки можно пользоваться зимней донкой. Недостаток же один — отсутствие катушки, но это проблема решаемая.

Источник: orybalke.com

Оборудование лодки для рыбалки на поплавок и бортовые удочки

Дата записи в блоге:14.08.2017Дата добавления записи в блоге:15.08.2017

Лодка ПВХ, это такая штука, ее недостаточно просто купить. Сразу после покупки необходимо приобрести (и/или изготовить самостоятельно) целую кучу всевозможных аксессуаров, чтобы ловля вообще была возможной, да еще и с максимумом комфорта. В этом видео по многочисленным просьбам рыболовов я рассказываю, каким образом на данный момент оснащена моя лодка. Напомню, что лодку я использую для поплавочных рыбалок, а также для рыбалки на бортовые удочки.

Конечно же, первое, что необходимо приобрести, это спасжилеты и, при необходимости, прочие средства безопасности на воде. Но на этом я останавливаться не буду, так как моя задача рассказать именно про аксессуары для рыбалки. Рассказывать буду в порядке сборки лодки и выхода на рыбалку. А затем и возвращения с нее.

Первое, это отрезок дермантина (винилискожа) размерами 160*270 см. Используется при разворачивании и сворачивании лодки, предохраняет от проколов, порезов, а после рыбалки не дает налипать песку, камешкам и грязи на мокрое дно.

Доработал насос-“поросенок” по совету одного из подписчиков. Купил переходник и кусок прозрачной трубки. Переходник имеет шуруп по центру, которым продавливается клапан. Теперь накачивание (и скачивание) лодки – операция автономная. Подсоединил насос, включил, пошел дальше заниматься своими делами. Мелочь, но удобно.

В накачанную лодку с установленными полами кладется кусок ковролина. Для моей лодки подошел размер 1*2 метра. Причем с одной стороны он заводится в угол между баллоном и полом, а с другой стороны кладется немного внахлест. Делается это именно с того борта, с которого идет ловля и где образуется основная грязь. После того, как я стал пользоваться этим ковриком, уборка пола лодки после рыбалки заключается в вынимании и вытряхивании коврика. Даже пайолы мыть не надо. Ковролин надо брать не самый дешевый, а следующий по стоимости, с прорезиненной основой. Он не скользит и более практичен.

В лодку, разумеется, нужны якоря. Нам понадобится два якоря, чтобы надежно растягиваться на них и стоять на одном месте. Мне перепало два гусеничных трака, которые испокон веков используются как лодочные якоря. Я их привел в порядок, почистил, покрасил, оснастил веревкой. Веревка, кстати, нужна на носовой якорь 30 метров, на кормовой 20 метров. Никак не меньше. Хотя поначалу кажется, что это очень длинные веревки, на самом деле это не так. Для надежного якорения на глубинах до 10-12 метров в самый раз. А если будет глубже, так веревки нужны еще длиннее.

Современная рыбалка немыслима без эхолота. Датчик эхолота необходимо каким-то образом закрепить на транце, чтобы он нормально работал. Поскольку я хожу под электромотором (или на веслах), я пользуюсь эхолотом Практик ЭР6 Про2, для которого у производителя предусмотрен фирменный кронштейн для крепления датчика. Именно им я и пользуюсь. Он удобный, имеет все необходимые регулировки и не вызывает никаких нареканий.

Пошли на воду! Когда мы определились с точкой ловли, первое, что нужно сделать, это ее как-то отметить. Ведь иногда смещение с точки даже на пару метров недопустимо (например, вы встаете на окно в кустах). На больших водных просторах вы даже не заметите, как ветерок вас сдвинет на десяток метров. А если с утра туман?

Для отметки выбранной точки ловли нам понадобится довольно простой, но крайне необходимый аксессуар, буй. Это кусок пенопласта, оснащенный толстой леской и с тяжелым грузом (около 100-200 гр) на конце. В начале при установке лодки он показывает выбранное место, затем, в процессе ловли, по нему контролируется сдвиг лодки, не съехала ли она с прикормленной точки. В случае поплавочной рыбалки относительно него удобно закидывать прикормку, чтобы она ложилась максимально компактно в одно и то же место.

Лодочный садок разительно отличается от своего берегового собрата. Если на берегу мы используем садки длиной 3-4 метра, то в лодке эта длина избыточна и даже вредна (зачастую ловля идет на 3-4 метрах глубины). Поэтому для лодки подбирается вместительный двухметровый (или около того) садок. По опыту, садок с большими кольцами удобнее, в него удобнее класть пойманную рыбу и она там лучше себя чувствует.

Мой садок дешевый, китайский, но сделан по уму. Прорезиненная сетка, металлические обода, верхняя секция матерчатая. Отправляю читателя к моему видео про выбор садка для рыбалки с берега за подробностями, почему это хорошо. Но купить садок для лодки это еще далеко не все. Дальше нужен крепеж и предохранитель, чтобы садок не убежал. Это не ловля с берега, где воткнул в землю держатель и садок установлен. И даже если он упадет в воду, ничего особенно страшного не случится. На лодке малейший просчет, и вы без улова и без садка.

Крепеж для моего лодочного садка сделан из небольшого куска толстой 15-мм фанеры. На ней установлено 2 пластиковых сантехнических держателя для труб, с помощью которых он крепится на весло. Вообще, нам сильно повезло, обычные пластиковые держатели 32 мм идеально подходят для крепежа на стандартное лодочное весло, как будто специально сделаны для этого. При стоимости 5-10 рублей они являются идеальным средством крепежа всевозможных аксессуаров, есть, где разгуляться фантазии.

С другой стороны по центру на гайке закреплена часть держателя для садка. Гайка утоплена в фанеру (выборка делается сверлом Форстнера), чтобы не цепляться за лодку и не портить борта. Сантехнические держатели также закреплены специальными болтами с потайными головками, чтобы не выступали за пределы фанеры. Весь держатель покрыт яхтным лаком, так как постоянный контакт с водой в совокупности с нахождением на солнце очень быстро приводят к порче фанеры, особенно, если она не водостойкая.

Садок крепится штатным болтом к держателю, держатель пристегивается к веслу и прижимается леером. Вся конструкция обеспечивает надежную фиксацию садка в удобном положении, его горло расправлено и расположено удобным образом, рыбу в него можно опускать не глядя.

Чтобы подстраховаться, на верхнее или следующее кольцо садка крепится веревка, а на веревку вешается карабин. Это дополнительная предохранительная система, чтобы садок не ушел под воду, если вдруг он как-то отстегнется с весла. После установки садка на крепеже на весло карабин застегивается за леер и предотвращает потерю садка.

Третья степень защиты, это поплавки из пенопласта, навешанные с помощью электротехнических стяжек по ободу одного из верхних колец садка. Они должны обеспечивать плавучесть садка на всякий случай, но служат и еще одному очень важному делу. Они обеспечивают разгрузку верхней части садка. Если нет поплавков, то малейшее течение или бойкая рыба внутри садка начинают выворачивать крепеж. Разгрузка решает эту проблему.

Лодочный подсак также разительно отличается от берегового. Не нужны ни длинные, ни легкие (а следовательно и хрупкие) ручки. Нужен просторный вместительный подсак с короткой ручкой на случай поимки хорошего трофея или ловли на поплавочную удочку с тонкими поводками. Я свой приобрел там же где и садок за совершенно смешные деньги (по сравнению с фирмой). При этом у него также облита резиной сетка и он еще и складной, в транспортном положении не занимает много места.

Следующий аксессуар пригодится не всем. Но если кто-то ловит с борта или, тем более, взял на вооружение бортовые удочки broken-tip, то вам стоит обратить внимание на эту деталь оборудования лодки. Это длинный кусок фанеры, у моей доски размеры 1500*170*9 мм, которая с одной стороны оснащена такими же сантехническими держателями, как и крепеж для садка, а с другой стороны на ней наклеены плоские магниты.

Эту доску вы уже могли видеть в моих видео с рыбалки с бортовыми удочками. На нее мы ставим брокены и они там надежно стоят в любую волну. Как показала практика, на нее можно поставить и чашку с чаем (в относительно спокойную погоду), а также придумать еще массу применений. На те же магниты можно приспособить контейнер с насадкой и много всяких других мелочей. Разумеется, как и крепеж садка, фанера покрыта в два слоя яхтным лаком для предотвращения рассыхания и преждевременной порчи.

Один момент, у всех лодок весла расположены по-разному, или ровно вдоль борта или под некоторым углом. Поэтому, прежде, чем делать крепеж, надо накачать лодку и примерить доску по месту, чтобы она потом в рабочем положении стояла ровно. Также обратите внимание, что крепеж смещен на внешнюю относительно лодки сторону фанеры, а другой стороной она опирается на борт. Если сделать крепеж посередине, она будет “гулять” на нем и ничего хорошего из этого не будет.

Читайте также: Поплавковая снасть для дальнего заброса

Порыбачили, наловили хороший улов, садок с трудом достается из воды. Что дальше? Это на берегу бросил его на траву и проблема решена. В лодке нужно куда-то деть этот мокрый садок с бьющейся рыбой, которая повсюду разбрызгивает слизь и воду. Как вариант, можно пересыпать улов в ведро, в котором лежала прикормка. Но, есть гораздо более правильный способ, который становится единственным, если рыбы поймано много и в ведро она вся не лезет. Берется мягкое ПВХ ведро большого размера и в него погружается полностью весь садок с уловом. Ведро закрывается на молнию и в таком виде едет на берег. Поскольку оно герметично, в лодке ни воды, ни слизи. А с уловом можно разобраться уже на берегу. Там же прополоскать и подсушить садок. Штука не обязательная, но значительно добавляющая комфорта в конце рыбалки.

На берегу, когда лодка уже разгружена, ее необходимо вымыть. После наших рыбалок с прикормкой как минимум борт, с которого происходит ловля, очень грязный. Через него же берется вся рыба и это тоже не добавляет ему чистоты. Для того, чтобы мыть лодку с комфортом, понадобится обычная большая губка, которую можно приобрести в любом хозяйственном магазине. Также не лишним будет большое полотенце, которым лодка после мойки протирается насухо, таким образом, высыхание идет быстрее.

В заключение хочу сказать, что работа над повышением комфорта на лодочной рыбалке идет постоянно и, возможно, в следующем сезоне будет еще что рассказать. Идет неспешный поиск якорей, которые лучше держат дно, чем траки. Идет работа над созданием буя, который будет автоматически фиксироваться на той глубине, где его выкинули за борт. Есть мысль, что подсак тоже надо бы как-то подстраховать, пока он за борт не выпал. Хотя, последствия будут не такие печальные, как в случае садка, но все равно будет неприятно. Подумываем над удобным расположением столика с насадками и т.д. Совершенствоваться тут можно практически неограниченно.

Также хочу поблагодарить Алексея Стаценко (ака Optimist) за неоценимую помощь в оборудовании лодки как в идеях, так и в их реализации.

Источник: salapin.ru

Оснастка бортовой удочки

Для ужения с лодки применяется удочка бортовая. Безусловно, не всякое удилище может претендовать на эту роль: слишком длинное явно не подойдёт, но зимняя донка вполне справляется при ловле с плавсредства. Никакой особенной оснастки для такого инструмента не требуется — все элементы те же, что применяются на поплавковой, зимней или спиннинговой рыбалке.

Чтобы удить с лодки каких-то специальных приёмов осваивать не нужно, здесь главное правила поведения на воде. Ловля же бортовой удочкой практически не отличается от любой другой, и также доставляет массу удовольствий и азарта.

Техническое исполнение удилищ

В заводском исполнении бортовые удочки практически не производятся, каких-то специфичных отличий от других не имеют, и выбор удилища сводится к тому, чтобы на плавсредстве было удобно им пользоваться. Устройство бортовой удочки может быть как коленчатым — телескопическим или штекерным, так и сплошным хлыстом, принципиального значения это не имеет.

Материалы для изготовления применяются самые разные, но чаще в заводских изделиях используют:

  • углепластиковые;
  • стеклопластиковые;
  • композитные.

Предпочтение чаще отдаётся стеклопластиковым телескопическим удилищам, как менее затратным. Но углепластиковые — более чуткие. И в безветренную погоду боковой кивок для летней удочки можно даже не устанавливать. О поклёвке уведомит кончик спиннинга.

Оптимальной длиной считается 0,8-1,0 м. Но это не догма: любая зимняя донка вполне подойдёт и для летней рыбалки с лодки. Сторожок для донной удочки предупредит рыболова о поклёвке ничуть не хуже, чем тот же поплавок или фидер спиннингового удилища. Кстати, короткие спиннинги с успехом применяются не только на берегу, но и при ужении с катера, а оснащение его возможно во всех вариантах береговой рыбалки.

Ловля с плавсредства, как правило, не требует дальних забросов, а потому дорогостоящие и сложные по конструкции безынерционные катушки здесь не применяются. Поместить леску можно и на мотовиле, но применяют простые инерционные бобины.

Как сделать удилище самостоятельно для зимней рыбалки знает каждый рыбак, а бортовая удочка может быть изготовлена похожим образом. Ничего сложного здесь нет: ствол подбирают из старых частей, например, это может быть вершинка спиннинга. Рукоятку можно оформить из пробкового материала от бутылок, сделав в них отверстия и посадив на клей. Недорогую катушку можно купить и закрепить на стволе изолентой, проволокой, клеем. Кивок же для бортовой удочки подбирается по условиям рыбалки: на крупного хищника при глубоководье нужен жёсткий длинный кивок, и наоборот, на мелководье для лова небольшой рыбы больше подойдёт чувствительный сигнализатор, способный распознать осторожную поклёвку. Хорошо подходит на роль индикатора клёва сторожок для донной удочки. Касаемо лески, выбирают её обычным порядком, но следует учитывать, что при жёстком квивертипе (указатель зацепа) слабина лески выбирается. Однако из-за малого сгибания это будет плохо заметно. Если же квивертип мягкий, то согнётся хорошо, но слабины не выберет.

Чем оснастить

Каждый водоём содержит определённые виды рыб и характеризуется многими факторами, от которых зависит выбор элементов, составляющих рыболовную снасть. Оснастка бортовой удочки предполагает сопоставление всех условий предполагаемого места ужения и выбор наиболее подходящих изделий.

Наиболее часто встречающиеся варианты комплектования снасти:

  1. Самый универсальный набор — для поплавковой рыбалки: основная леска с грузилом и поплавком, крючком с наживкой на конце. Удилище длинное брать необязательно: двух метров вполне достаточно. Сигнализатор клёва при этом варианте не нужен: индикатором является поплавок. Катушка — на усмотрение рыболова, но, если в планах имеется установка на поимку крупной рыбы, иметь запас лески на бобине обязательно на случай вываживания трофея.
  2. Минимальный и самый простой набор — это сделанная самим рыбаком из подручных средств снасть на мотовиле: здесь даже и поплавок цеплять не нужно, вместо него можно использовать сигнальный колокольчик или кивок для зимней удочки. Конечно, это минимализм и для серьёзной рыбалки не подходит, но при сплаве по реке иметь такую удочку в запасе будет вполне уместно.
  3. Спиннинговая оснастка универсальна — она может использоваться и при нахождении на плавсредстве. Блеснение с лодки происходит по той же схеме, что и на берегу. Только дальние забросы не требуются — глубины хватает и в месте стоянки катера. Похожим образом можно делать и джиговые проводки, используя в качестве сигнализатора поклёвок фидерную вершинку.

Для оснастки бортовой удочки берут леску примерно 0,2 мм, а крючки номер 4-8. Вязать их можно непосредственно к основному шнуру или к поводку. Крепить груз и оснастку к жилке можно жёстко — тройным вертлюжком или петлёй. А можно сделать скользящую — основную леску продеть через грузило, зафиксированное стопорами с дистанцией 10 см. Поплавок также может быть скользящим.

Кивок на летнюю удочку монтируется при беспоплавковой рыбалке, если удилище довольно жёсткое, а рыба клюёт некрупная. Рыбалка с кивком позволяет визуально наблюдать все подходы рыбы к наживке, что придаёт процессу ещё больший азарт. Потому многие рыбаки предпочитают поплавку сторожок для донной удочки.

Как и кого ловить

Доплыв на лодке до нужной точки, ставят два якоря — носовой и кормовой, чтобы исключить вращение судна. Теперь надо прикормить место рыбалки. Если для ловли припасена удочка донная бортовая, то далеко разбрасывать приманку не стоит. Можно в сухой корм добавить немного ароматизаторов, но в меру, иначе можно получить обратный эффект. Из увлажнённой смеси налепить шары в габаритах яблока — штук восемь. Смесь может быть любой, но обязательно включать насадки, которые будут на крючке.

Если ужение происходит на течении, то подкормочная смесь расходуется в большем количестве. Для утяжеления приманки и уменьшения расхода смесевых компонентов, в приготовленный микс добавляют глину в соотношении 2 части грунта на 1 часть корма. Для быстрого опускания шаров на дно можно подмешать ещё и гальку.

Тогда надо оставить на месте прикорма буй и переехать на другой участок, который может оказаться более уловистым.

Рыбалка таким способом может производиться на любую рыбу, но сигнализатор клёва может отличаться в зависимости от её видовой принадлежности. Если это крупный хищник, можно обойтись гибкой вершинкой спиннинга. А бортовая удочка с пружинным кивком предназначена для ловли небольших рыб снастью, не оборудованной поплавком.

Вариантов способов ловли, как и видов будущих трофеев, много, но есть определённые правила, которых стоит придерживаться.

Вот несколько советов, которые могут пригодиться любителям рыбалки с плавсредства:

  1. Ловить с лодки надо при полном соблюдении тишины — по воде звук распространяется гораздо лучше, чем в воздухе. Поэтому все принадлежности в лодке должны быть под рукой, а садок заранее должен быть опущен в воду.
  2. Чтобы рыбалка была удачной, не надо иметь много донок: при хорошем клёве на удочку единичную можно поймать рыбы больше, чем на три и больше при отсутствии поклёвок. Но держать вторую бортовую удочку в запасе не помешает.
  3. После того как сработал сигнализатор, и подсечка удалась, удочка без катушки кладётся на дно лодки, а выбираемая леска укладывается в воду за борт по мере вываживания рыбы. Это позволит избежать её спутывания. Натяжение жилки должно быть постоянно под контролем пальцев, чтобы при необходимости можно было стравить её часть при активном противодействии добычи.

К преимуществам бортовой удочки можно отнести простоту её сборки, чувствительность и универсальность: при глубине до 5 м. при ловле с лодки можно пользоваться зимней донкой. Недостаток же один — отсутствие катушки, но это проблема решаемая.

Источник: orybalke.com

Добавить комментарий